Как сказал кто-то из великих, создать гениальную картину - это положить в нужные места нужные краски. Тоже самое и с вебдизайном :-)
Композиция, если не вдаваться в сложности - это определенное сочетание частей изображения (соотношение их размеров - пропорции, цветов, фактур и т.д.)
Правила композиции
Целостность - в правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен - силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта. Все элементы композиции должны быть связаны чем-либо воедино - стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д. Применительно к вебдизайну - не может быть целостной композиция, где дизайн страницы никак не перекликается с логотипом.
Выразительность - неформализуемое качество композиции, проявляется в том, что изображение быстро захватывает внимание зрителя, ясно показывает процессы, которые дизайнер хотел отобразить. Фактически - это соотвествие вашей идеи и формы, найденной для ее выражения. Когда зрители не понимают вашу идею - скорее всего хромает композиция, а не восприятие зрителя :-)
Выразительность проявляется в умелом использовании контрастов по цветам, светлоте, размерам. Например, эффектно смотрятся объемные фигуры (контраст бликов и тени предмета). Контраст тем выразительней, чем больше он соответствует идее изображения (напр. контраст заголовка и текста по размеру соотв. идее большей важности заголовка).
Выявление центра - подчеркивание той части, которая выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины экрана, но он может быть смещен каким-либо "активным" элементом композиции - ярким, большим предметом, другим контрастным объектом. Примером смещения композиции является картина Репина "Не ждали", где зритель сначала теряется в догадках взирая на пустой центр и затем видя направления вглядов всех участников композиции смотрит на двоечника - центр композиции :-)
На практике часто используют метод выделения центра путем вписывания композиции в простую геометрическую фигуру - квадрат, ромб, треугольник (4,5,6 >), круг, овал. Типичный пример - использование линий, соединяющих логотип и кнопки либо очерчивающих весь экран и захватывающих кнопки.
Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со смещениями, более ярко выделяющими центр.
Неоднородность плоскости изображения - различие в восприятии объектов в зависимости от их положения в поле изображения изучалась учеными экспериментально. В результате доказано:
1. Наклонные отрезки воспринимаются уходящими в глубину в сторону конца отрезка, дальнего от края экрана.
2. Если один конец наклонного отрезка примыкает к краю экрана, то "эффект объема" пропадает и отрезок воспринимается лежащим на той же плоскости, что и плоскость края экрана.
3. Предмет дальше от края экрана воспринимается лежащим в глубине, ближе - на поверхности.
4. Низ композиции воспринимается более тяжелым, устойчивым, поэтому дисгармоничны композиции, где тяжелый верх (напр. большие объемные буквы) и легкий низ (обычный текст). Тяжелые предметы вверху создают ощущение их падения, напряжение (это м.б. использовано как специальный прием).
Рассмотрите работы других вебдизайнеров под углом композиционных правил и вы увидите, как часто эти правила нарушаются.
Дисбаланс композиции будет, как правило, тогда эффектно смотрется, когда он сделан осознанно, а не допущен по незнанию. Читайте учебники по живописи и ходите в картинные галереи!
Разместил: Maggot Дата: 2008-11-04 12:59